Что делать при аварии (ДТП)

Этот этап начинается с приездом на место происшествия сотрудников милиции. Вы зависите от их компетенции, профессионализма, настроения, непредвзятости и т.д. Но ждать, сложив руки, от них вышеперечисленных качеств, по меньшей мере, неразумно - от судьбы вы уже пострадали, пора брать ее функции на себя.

Поэтому роль пассивного наблюдателя отпадает сразу, как, впрочем, и истеричного неврастеника.

Не запомним, а запишем

Следует сразу записать бортовые номера подъехавшей патрульной машины, а также "опознавательные" данные самих инспекторов ДПС. Это нужно еще и на случай "коррумпированности" сотрудников ГИБДД - вдруг вызвавший милицию участник ДТП, представляющий "вражеский лагерь", позвонил своим хорошим знакомым сотрудникам. А предвзятое мнение в сложившейся ситуации вам совсем ни к чему.

Без подробностей

Когда инспектор ДПС попросит вас рассказать, что же все-таки произошло, необходимо сосредоточиться и кратко изложить обстоятельства ДТП, но пока, если вас об этом не спрашивают, детали и подробности случившегося можно опустить. Даже если инспектор настаивает на подробностях, говорите общими фразами, типа "произошло столкновение", ссылаясь на то, что вы очень взволнованы, и красноречие вас покинуло.

Зачем это нужно? Сразу после аварии, как правило, человек действительно взволнован и мало чего соображает. А необдуманные фразы могут иметь нежелательные правовые последствия и потом переубедить милиционеров будет непросто. Вы располагаете аргументом и против желания инспектора взять у вас подробные письменные объяснения сразу после аварии - это вы успеете сделать в присутствии группы разбора ГИБДД.

Не ведитесь на уловки инспектора, он на этом "собаку съел". Иногда ему просто лень долго заниматься "разбором полетов", а иногда ваш оппонент ему, по известной причине, несколько милее. Поэтому ничего писать под "дудку" инспектора не надо, чтобы потом как маленький ребенок не оправдываться, уверяя, что такую формулировку вам подсказал нечестный инспектор.

Схема аварии

Один из судьбоносных для участников ДТП документов - схема места аварии, где каждый лишний штришок может иметь непредсказуемые последствия. Поэтому пусть все будет предельно честно и ясно.
Составляет схему места аварии инспектор, который будет с рулеткой ходить по дороге, измеряя расстояние от машин до ближайшего края дороги, затем длину следов торможения, занося показания в схему.

Очень важно не упустить его из виду. Лучше ходить с ним рядом и контролировать, какие данные гаишник заносит в схему.
Необходимо параллельно записывать эти данные к себе в блокнот, зорко следя, не упустил ли инспектор какие-либо детали - предметы на дороге, выбоины, булыжники на месте ДТП. Потому что для сотрудника ГАИ это все-таки рутина, обычный рабочий момент.

Поэтому если что, требуйте у инспектора, чтобы он занес незамеченные им детали в схему. Помните: мелочей в схеме не бывает! Лучше нарисовать подобную схему и для себя, чтобы в случае несогласия с решением милиционеров обжаловать их действия в суде.

Слово - понятым

Обратите внимание, что говорят и подписывают понятые. Потому что иногда, спеша по своим делам, они по-быстрому расписываются в чистых листах схемы и оперативно ретируются. Если такой случай имел место, зафиксируйте его в протоколе осмотра места ДТП или схеме.

При составлении протокола осмотра автомобиля важно настоять, чтобы все повреждения были описаны не формально, а очень детально, поскольку в ситуации, когда потребуется проведение экспертизы, описание типа "вмятина на бампере" мало что скажет в вашу поддержку.

Протокол должен быть составлен в хороших традициях правового "жанра" с указанием подробностей: длина вмятины, направление, в каком месте, откуда начинается и где заканчивается, насколько глубока и т.д.

Все, даже очень справедливые претензии не стоит в агнессивной форме высказывать сразу в адрес сотрудника ГАИ. Но необходимо потребовать занесения их в протокол. Когда придет время обжаловать действия гаишника, вы ими воспользуетесь.

В помощь - фотокамеру
С появлением телефонов с фотокамерами появился еще один шанс восстановить объективную картину произошедших событий. Можно сфотографировать место ДТП с четырех разных точек, в разных ракурсах, чтобы сделать "панораму" ДТП. Повреждения автомобиля можно сфотографировать отдельно, крупным планом, а для сравнения к машине грамотные "дознаватели" прикладывают какой-нибудь соотносимый предмет - хоть коробок спичек или гаечный ключ, - для определения масштаба "системы фотокоординат".

До встречи в ГИБДД

После составления всей первичной документации, гаишник обязан сообщить участникам ДТП адрес подразделения ГАИ, которое им вскоре предстоит навестить. Именно там вы встретитесь вновь для проведения окончательного "разбора полетов".
Не стоит бездействовать в ожидании финального разбора, лучше проконсультироваться с хорошим адвокатом, с друзьями, побывавшими в подобной ситуации.

Цаплина П. Человек за рулем: защита прав и интересов - ГроссМедиа, 2006 г.